Русский | English
НАШИ ПРОГРАММЫ
Путешествия
Треккинги
Приключения
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Тянь-Шань
Шелковый Путь
Азия
КИРГИЗСТАН
О стране
География
Города
Люди
История
Культура
Города эксп
ДОСТУК-ТРЕККИНГ КОНТАКТЫ

Тянь-Шань


На территории Киргизии распространены две крупнейшие горные системы мира - Тянь-Шань и Памир. Тянь-Шань (с китайского языка "Божественные или Небесные Горы") - одна из основных горных систем Азии, простирающаяся от северо-восточного Памира по границе между Киргизией, юго-восточным Казахстаном, и Китаем. Протяженность Тянь-Шаня около 2414 км, ширина - 320-480 км, площадь - 1 036 000 кв.км. Около 2/3 площади гор Тянь-Шаня находится на территории Киргизии. Тянь-Шань относится к наиболее высоким горным системам нашей планеты. Многие горные хребты имеют высоту 5-6 км. Хребты Тянь-Шаня имеют широтное и субширотное простирание. Сложены они осадочными, метаморфизическими и изверженными породами. Тянь-Шань обычно делят на Северный, Западный, Центральный, Внутренний и Восточный. Горная система Тянь-Шань относится к достаточно старым горам, претерпевшим последующее поднятие в альпийскую эпоху формирования тектонических структур. Тектоническая активность Тянь-Шаня продолжается. Количество местных, локализованных землетрясений за последние годы увеличилось и составляет 30-40 случаев в год. Хребты Тянь-Шаня разделены межгорными котловинами. Межгорные котловины выполнены континентальными осадочными отложениями.

Климат Тянь-Шаня резко континентальный. Большое влияние на формирование климата оказывают западные воздушные течения. Они приносят с Атлантики к горам Тянь-Шаня насыщенные влагой воздушные массы. Горный рельеф вызывает обострение атмосферных явлений и выпадение осадков, местами до 1600 мм в год в среднегорных и высокогорных районах, преимущественно на склонах, обращенных к западу и северо-западу. На восточных склонах и в долинах Центрального Тянь-Шаня создаются засушливые условия (осадков 200-300 мм в год). Максимум осадков в летний период, но на западных склонах гор много осадков выпадает и зимой. В горах Тянь-Шаня очень разительны различия между ландшафтами их северных и южных склонов. На склоны, обращенные на север, солнечные лучи падают более косо, они скупее отдают тепло, здесь дольше залеживается снег, позже кончаются и раньше начинаются заморозки. Они покрыты лесами. На противоположных склонах, где круче угол встречи солнечных лучей с поверхностью, сильнее прогрев, раньше тают снега, раньше прекращаются и позднее начинаются заморозки, дольше вегетируют растения. Эти склоны покрыты полупустынями, степями и смешанными лесами.

В Центральном Тянь-Шане находятся высочайшие пики - Победа (7439 м) - самый северный семитысячник в мире, и Хан-Тенгри (7010 м). Здесь берет начало ледник Южный Иныльчек - второй по величине высокогорный ледник в мире. Его длина составляет 62 км, площадь - 583 кв. км. Толщина льда достигает 800 м.

     

Современные представления о геологии и орографии Тянь-Шаня сложились в результате героических усилий географов, геологов и топографов, обследовавших за последние 100 с небольшим лет все труднодоступные районы этих гор. Однако самые общие сведения о Небесных горах имелись и у древних народов, поскольку именно через Тянь-Шань в течение многих веков происходил Великий Шелковый Путь. Античный мир впервые узнал о существовании этих гор благодаря походам Александра Македонского. Одна из его армий в 329 году до н. э. проникла в Ферганскую долину и на пути в Индию пересекла хребты Южного Тянь-Шаня. С заснеженными хребтами Внутреннего Тянь-Шаня познакомился китайский путешественник Чжан-Цянь, которому в 138 году до н. э. удалось выйти с юга к берегу Иссык-Куля, а оттуда пройти к Ферганской долине. Спустя 200 лет этим же путем прошел другой китайский путешественник, Сюань-Цзян, оставивший образное описание своего маршрута. Вот, в частности, какое впечатление на него произвел переход через перевалы Тянь-Шаня: «Накопившиеся здесь с начала мира снега обратились в ледяные глыбы, которые не тают ни весной, ни летом. Гладкие поля твердого и блестящего льда тянутся в беспредельности нависающими с обеих сторон высокими ледяными стенами. Холодный ветер дует с силой, и путники часто становятся жертвами драконов. Идущие по этой дороге не должны издавать громких криков. Тот, кто забудет эту предосторожность, может подвергнуться всяким несчастьям». Действительно, во время этого перехода Сюань-Цзян потерял 13 спутников. В XIII веке по пути в Индию через хребты Южного Тянь-Шаня и Памира прошел знаменитый венецианский путешественник Марко Поло. Его впечатления долгое время оставались основным источником географических сведений о горных странах в центре Азии. Марко Поло особенно поразила суровость природы внутренних долин Памира, где «так холодно, что огонь не обжигает, а птицы мерзнут на лету». В силу исключительной труднодоступности на протяжении многих столетий географические знания о Тянь-Шане мало пополнялись и даже к середине XIX века, по оценке русского географа Г. Е. Грум-Гржимайло, были практически равны нулю. Европейские ученые в ту пору называли Тянь-Шань загадочной страной даже в пределах Центральной Азии, которая, впрочем, и вся представлялась как terra incognita (неизвестная земля). Знания китайцев о внутренних областях Азии также были весьма скудными, и, по сути, ограничивались районами, прилегавшими к крупным караванным путям. В качестве примера обычно приводится «Карта Срединной Империи» Ли Шэньци. На ней, на территории Тянь-Шаня горы показаны настолько условно, что невозможно определить ни их размеры, ни простирание.

Желание стереть с географических карт это огромное белое пятно вдохновляло организаторов пионерских научных экспедиций. Однако реализация этих замыслов была сопряжена с немалым риском. Маршрут одного из первых европейцев - А. Шлагинтвейта - трагически оборвался в Кашгаре в 1857 году, где он был казнен по приказу местного правителя. Возможно, именно опасности, подстерегавшие путешественников на каждом шагу, заставляли торговые караваны огибать Тянь-Шань на периферии. Как раз там и протягивались в средние века ветви Великого Шелкового Пути, по которому проходил оживленный торговый обмен между народами Средней Азии и бассейна Тарима.

На долю Петра Петровича Семенова (позже Семенова-Тян-Шанского) выпала честь первооткрывателя крупнейшей горной системы Внутренней Азии. В 1856 году ученый совершил две значительные экскурсии из Верного (Алматы) в районы Центрального Тянь-Шаня. Маршрут первой поездки пересекал перевалы Заилийского Алатау и шел далее к восточной оконечности озера Иссык-Куль. Маршрут второй поездки проходил через Кастекский перевал, в Заилийском Алатау, по Чуйской долине, через Боомское ущелье до западной оконечности озера. Обратный путь Семенов проделал через самые высокие перевалы Кунгей Алатау и Заилийского Алатау. Весной 1957 г. П.П. Семенов прошел через перевалы Заилийского Алатау на южный берег Иссык-Куля, затем по долине реки Заука через Заукский перевал достиг истоков Нарына. Следующее восточное направление экспедиции Семенова привело его в сердце Тянь-Шаня к группе Хан-Тенгри. Посетив истоки Сары-джаза, Семенов открыл обширные ледники северного склона Хан-Тенгри, из которых берет своё начало Сары-Джаз. Один из этих ледников впоследствии назван именем Семенова.

Исследования П. П. Семенова в Тянь-Шане произвели настоящий переворот во взглядах на эту огромную горную систему. Петр Петрович впервые нарисовал действительную картину внутренней части Азиатского материка. Во-первых, вопреки господствующему мнению А. Гумбольдта о вулканическом происхождении гор Средней и Центральной Азии, П. П. Семенов доказал, что никаких следов вулканических явлений там нет. Во-вторых, установил, что река Чу не вытекает из озера Иссык-Куль, что озеро это бессточное. В-третьих, дал картину геологического строения Северного и Центрального Тянь-Шаня, наметил основные линии понятий и межгорных впадин. В-четвертых, показал смену ландшафтов в горах Средней Азии, открыл обширное горное оледенение. В-пятых, определили высоту снеговой линии в Тянь-Шане, которая оказалась гораздо выше (около 4000 м), чем в горах Европы и на Кавказе. П. П. Семенов обследовал 23 горных перевала, определил высоту 50 вершин, собрал 300 образцов горных пород, более 1000 видов растений, в том числе много неизвестных науке форм, оформил прекраснейшие коллекции насекомых и ископаемых моллюсков, а также большой этнографический материал. Заслуги П. П. Семенова в изучении Тянь-Шаня были высоко оценены всей мировой наукой. Он был избран почетным или действительным членом многих географических обществ. В 1906 году в связи с 50-летим начала его путешествия в Тянь-Шань ему вполне заслуженно была присвоена фамилия Семенов-Тян-Шанский.



Центральная Азия » Тянь-Шань

Русский | English
OUR PROGRAMS
Travels
Trekking
Adventure
CENTRAL ASIA
Tien Shan
Silk Road
KYRGYZSTAN
About country
Geography
Cities and towns
People
History
Culture
DOSTUCK TREKKING CONTACTS
» Travel information
» Formalities
» Insurance
» Flights
» Kyrgyz Embassies
» Hotels
» Yurt Camps
» Sights
» Photo Gallery
» How to find us



SEARCH:







INFORMATION:

 

 
 
 
Japan Holidays
 
Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому
 
 
 
 
 
 
 
 
Rated by Tripcook

Kyrgyz-British Joint Company Dostuck-Trekking LTD

 

Автономные походы в Тянь Шань 

 
mountainclimbbg

Tien Shan


Two largest mountain systems of the world are occupying the territory of Kyrgyzstan - Tien Shan and Pamir. Tien Shan (from Chinese "Divine or Celestial Mountains") is one of the main mountain systems of Asia, stretching from north-eastern Pamir by the border between Kyrgyzstan, south-eastern Kazakhstan and China. The extension of Tien Shan is about 2414 km, width is 320-480 km, the area is 1 036 000 sq.km. About 2/3 of the area of Tien Shan Mountains is on territory of Kyrgyzstan. Tien Shan belongs to most highly lifted mountain constructions of our planet. Many mountain ridges rise up to 5-6 km. Ridges of Tien Shan have latitudinal and sub-latitudinal spread. They consist of sedimentary, metamorphic and igneous rocks. Tien Shan is traditionally divided into Northern, Western, Central, Internal and Eastern. Tien Shan mountain system belongs to rather old mountains which have undergone the subsequent raising during the Alpine epoch of formation of tectonic structures. Tectonic activity of Tien Shan continues. The number of local, localized earthquakes has increased for the last years and is about 30-40 cases in a year. The ranges of Tien Shan are divided by intermountain hollows. Intermountain hollows consist of continental sedimentary sediments.

Climate of Tien Shan is sharply continental. The western air currents influence much the climate formation. They bring from Atlantic the saturated air to Tien Shan Mountains. The mountain relief causes an exacerbation of the atmospheric phenomena and precipitations here and there up to 1600 mm a year in middle-mountainous and high-mountainous areas, mainly on the slopes turned to the West and Northwest. On eastern slopes and in valleys of Central Tien Shan droughty conditions are created (precipitations 200-300 mm a year). Maximum precipitation is during summer period, but there are many precipitations on the western slopes of mountains in winter as well. In Tien Shan Mountains distinctions between landscapes of their northern and southern slopes are very striking. On the slopes turned to the north, sun rays fall more slantwise, they give heat more stingily, the snow lies here longer, and frosts begin earlier and come to end later. They are covered with woods. On the opposite slopes where the corner of meeting the sun rays with surface is steeper, heating is stronger, the snow melts earlier, frosts stop earlier and start later, and plants have longer vegetation. These slopes are covered with semi deserts, steppes and mixed woods.

The highest peaks of this mountain system are in Central Tien Shan - Pobeda (7439 m) - the most northern seven thousand meters high mountain in the world, and Khan-Tengry (7010 m). The glacier Southern Inylchek - the second largest high-mountainous glacier in the world originates here. Its length is 62 km, the area is 583 km. Thickness of ice is up to 800 m.

     

Modern ideas about geology and orography of Tien Shan have developed as a result of heroic efforts of geographers, geologists and topographers who had investigated all remote areas of these mountains for last 100 years. However the most general data about Celestial mountains were available and for ancient people as the Great Silk Road had passed through Tien Shan during many centuries. The ancient world had learned about existence of these mountains for the first time owing to Alexander the Great campaigns. In 329 B.C. one of his armies penetrated Fergana valley and on the way to India had crossed ridges of Southern Tien Shan. Chinese traveler Chzhan-Tsjan visited snow-covered ridges of Internal Tien Shan in 138 B.C., he came to the shore of Issyk-Kul lake from the south and then went to Fergana valley. 200 years later another Chinese traveler Syuan-Tzan had passed the same way and left the figurative description of the route. In particular, here are the impressions of his crossing the passes of Tien Shan "Snow accumulating here from the beginning of the world has reduced to ice blocks which thaw neither in spring, nor in summer. Smooth fields of firm and bright ice stretch in boundlessness by high ice walls hanging from both sides. The cold wind blows with force, and travelers often become victims of dragons. Travelers going by this road should not let out loud cries. The one, who forgets this precaution, can undergo to different misfortunes". Actually, during this crossing Syuan-Tzan had lost 13 fellow-travelers. A well-known Venetian traveler Marko Polo had crossed the ridges of Southern Tien Shan and Pamir in XIII century on the way to India. His impressions remained the main source of geographical data on highlands in the center of Asia for a long time. Marko Polo was mostly struck by severity of the nature of internal valleys of Pamir where "it is so cold, that fire does not burn, and birds freeze on the wing". By virtue of exclusive inaccessibility during many centuries geographical knowledge of Tien Shan widened a little and even to the middle of XIX century, according to the Russian geographer G.E. Grum-Grzhimajlo was practically equal to zero. That time the European scientists named Tien Shan the mysterious country even within the territory of Central Asia which, however, the whole was represented as "terra incognita" (the unknown land). Knowledge of the Chinese about internal areas of Asia was also rather poor, and per se, was limited to the areas adjoined to large caravan ways. Whether as an example "The Map of Median Empire" of Li Shentsi is usually brought. On this map, the mountains on the territory of Tien Shan are shown so conditionally, that it is impossible to define neither their sizes, nor spread.

The desire to erase from geographical maps this huge white spot inspired organizers of pioneer scientific expeditions. However realization of these plans had been connected with considerable risk. The route of one of the first Europeans - Shlagintvejt - had tragically finished in Kashgar in 1857 where he was put to death under the order of the local governor. Probably, just the dangers trapping the travelers continually, made trading caravans to bend around Tien Shan on periphery. The branches of the Great Silk Road were stretching just there in Middle Ages. Here was brisk trading exchange between people of Central Asia and basin of Tarim.

Peter Petrovich Semenov (later Semenov-Tien-Shansky) had an honor to be a discoverer of the largest range of Internal Asia. In 1856 the scientist had made two significant excursions from Verny (nowadays Almaty) to areas of Central Tien Shan. The route of the first trip crossed the passes of Zailiysky Alatau and went further to eastern extremity of Issyk Kul Lake. The route of the second trip passed across Kasteksky pass in Zailiysky Alatau in Chuy valley through Boom gorge up to the western extremity of the lake. Semenov returned back crossing the highest passes of Kungey Alatau and Zailiysky Alatau. In spring 1957 Semenov across the passes of Zailiysky Alatau came to the southern shore of Issyk-Kul Lake, then by the valley of the river Zauka through Zauksky pass had reached sources of the Naryn river. The next Semenov's eastern expedition had brought him to the heart of Tien Shan to the group of Khan Tengri. Having visited the sources of Sary-Jaz, Semenov had discovered extensive glaciers of northern slope of Khan Tengri where Sary-Jaz springed from. One of these glaciers subsequently was named by Semenov's name.

Investigations of Semenov in Tien Shan made a real revolution in views on this huge mountain system. Peter Petrovich for the first time had drawn the actual picture of the internal part of the Asian continent. First, contrary to Humboldt's dominating opinion on a volcanic origin of mountains of Middle and Central Asia, Semenov had proved, that there were no traces of the volcanic phenomena. Second, he had ascertained that the river Chu did not flow out the lake Issyk Kul, that the lake was internal-drainage. Third, he had given a picture of a geological structure of Northern and Central Tien Shan, had marked the basic lines of concepts and intermountain hollows. Fourth, had shown change of landscapes in the mountains of Central Asia, had discovered an extensive mountain glaciation. Fifth, had defined height of a snow line in Tien Shan, which appeared much higher (about 4000 m), than in mountains of Europe and in the Caucasus. Semenov investigated 23 mountain passes, determined the height of 50 peaks, collected 300 samples of rocks, more than 1000 kinds of plants, including a lot of unknown to science forms, issued the finest collections of insects and mineral molluscs, and also big ethnographic material. Merits of Semenov in studying Tien Shan have been highly estimated by all worlds' science. He was elected as honorable or full member of many geographical societies. In 1906 in connection with 50 years anniversary of the beginnings of his travel to Tien Shan he was deservedly given a surname Semenov-Tien-Shansky.



Central Asia » Tien Shan