Русский | English
НАШИ ПРОГРАММЫ
Путешествия
Треккинги
Приключения
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Тянь-Шань
Шелковый Путь
Азия
КИРГИЗСТАН
О стране
География
Города
Люди
История
Культура
Города эксп
ДОСТУК-ТРЕККИНГ КОНТАКТЫ

Культура


Традиции и вероисповедание - религия всегда занимала значительное место в духовной жизни киргизского народа. Хотя официальным вероисповеданием киргизов принято считать ислам, полное содержание религиозных представлений народа к нему не сводилось. Домусульманские верования оказались более живучими и жизнестойкими, чем ислам, так как находили благоприятную почву в патриархально-родовых традициях, коренившихся, в свою очередь, в особенностях общественного строя киргизов. Кочевое скотоводческое хозяйство, зачастую зависевшее от проявления стихийных сил природы, также способствовали сохранению домусульманских религиозно-мистических представлений.

Признание ислама киргизами стало более активным только во времена правления Кокандского ханства. На самых важных стратегических пунктах кокандцы строили укрепления и в них, как правило, возводились мечети и селились муллы. Но роль мечети в религиозной жизни киргизов была ограничена, так как строились в укреплениях, а киргизы старались кочевать подальше от них. Однако именно в XIX веке киргизы усвоили основные обряды ислама, в сущность которых глубоко не вникали. Из пяти так называемых "столбов мусульманской религии": исповедание веры, молитвы, поста, раздачи милостыни, паломничества, не выполняли строго ни одного. Они признавали только те мусульманские праздники, которые перекликались с пережитками их ранних религий. Так, после 30 дневного поста, молясь за души умерших предков, они отмечали " Oрозо Айт". В память об умерших пекли борсоки, зажигали свечи (шам), читали Коран. "Курман Айт" отмечался как праздник живых и сопровождался жертвоприношениями.

Наряду с исламом, а иногда смешиваясь с ним, существовали глубокие традиции доисламских верований. Среди них - тотемистические представления, основанные на идее родства группы людей, родов, племен с отдельными животными, птицами. Название одного из крупных северо-киргизских племен - "бугу" (олень). Существует множество суеверий, легенд которые свидетельствуют о тотемном почитании оленя киргизами. С этим можно связать и широко распространенные поверья, связанные с почитанием орла, волка и горного козла. Также имело место поклонение мифическому белому верблюжонку, змее, филину, медведю. В религиозных представлениях киргизов важное место отводилось культам природы, и самому древнему среди них - небу. Оказавшись в трудной ситуации, киргиз обращался к небу со словами: " Окажи мне благодеяние, небо!". При благословлении молодых или выражении благодарности кому-либо говорили: "Да благословит тебя небо". С небом связывали киргизы и проклятие кому-либо: "Да накажет тебя небо!". В культе природы большое внимание киргизы уделяли поклонению земле и воде, как носителям начала жизни. Они почитали всю земную поверхность как божество "Джер-суу". Один из самых древних обрядов "Джер-суутаюу", во время которого божеству приносили в жертву животных. Культ предков занимал одно из главных мест в системе доисламских представлений. Духи предков, по представлениям киргизов, покровительствовали оставшимся в живых близким, оберегали от разного рода несчастий.

Шаманство и связанные с ним представления и способы лечения занимали существенное место в мировоззрении киргизов и устойчиво сохранялись в быту. Шаманы могли быть черными и белыми. Наиболее могущественными считались черные шаманы. Их предназначением было излечивать болезни и прорицать. "Лечили" и "прорицали" с помощью духов. Считалось, что шаманский дар передается по наследству. Много семейных традиций переплеталось с религиозно-мистическими ритуалами. Так, например, с появлением в семье ребенка, наряду с "Джентек той" (пир по случаю рождения) и "Тушоо кесуу" (разрезание пут на праздновании первого года жизни ребенка), когда родители организовывали праздник с угощением, развлечениями и веселыми играми, существовали ритуалы, которые связывались с верой в сверхъестественные силы. Например, укладывание ребенка в колыбель ("Бешике салуу") и состригание волос ребенка ("Чач алдыруу"). Одним из самых важных семейных событий была свадьба. Она включала такие ритуалы, как калым - выкуп невесты, различный обмен одеждой между родителями жениха и невесты, дорогим приданым, прощальными танцами и жертвенным подношением животных для пары.
Из традиционных праздников прошлого можно назвать праздник встречи Нового Года - Нооруз, который приходится на 21 марта.

Эпос "Манас" - история и культура киргизов, их хозяйство, быт, обычаи и нравы, этические нормы, географические и религиозные представления отражены в эпосе "Манас". Это своего рода энциклопедия киргизского народа, его гордость. Эпос имеет тысячелетнюю историю и превосходит по объему многие известные эпосы мира. Главный герой Манас - лидер, идейный вдохновитель киргизского народа. Все события эпоса развиваются вокруг образа Манаса, главной идеей которого было создание независимого киргизского государства. Эпос повествует о борьбе народа за независимость, воспевает отвагу героев, проявленную в кровавых битвах с захватчиками, рассказывает о богатырях, отстаивающих идею народного единства и независимости.
"Манас", в отличие от эпосов других народов, от начала и до конца составлен в стихах. Эпос сохранился благодаря гениальному таланту сказителей - манасчи, которые наизусть рассказывали десятки тысяч строк в колоритной специфической манере. Мелодия "Манаса" состоит из различных интонаций. Согласно традиции, его исполнение длилось в течение нескольких дней или даже недель. Исполнение "Манаса" считалось и считается большим искусством.

Национальные конные игры - конь для киргиза - всё, еще П. П. Семенов-Тянь-Шанский писал: "Киргизы половину жизни проводят верхом на лошади, потому как лошадь - это самое дорогое, что может быть в их жизни". Киргизы считают лошадь своим другом, веря, что бог сотворил его из остатков той же глины, из которой сотворен сам человек. На лошади киргиз трудился, на лошади киргиз и отдыхал. Конные игры и соревнования издревле были неотъемлемой частью киргизского досуга.

Оодарыш - борьба на лошадях, которая требует силы и ловкости в сочетании с умелой верховой ездой. Цель игры состоит в том, чтобы схватить соперника и столкнуть его с лошади. Поскольку киргизы прирожденные наездники, гонки на лошадях - один из самых любимых видов спорта среди них. Соревнования проходят на дистанции от 4 до 50 км. Наездниками иногда были 10-13-летние мальчики, на лошадях без седла. Лошади должны быть быстрыми и выносливыми, а наездники - опытными.

Кыз-Кумай ("Догони девушку"). В прошлом эта игра была свадебным ритуалом. Его участниками были невеста, жених и сестра жениха, которая помогала девушке сбежать от жениха. Друзья невесты и жениха также принимали участие в игре. Согласно правилам, невесте давали лучшую лошадь, и она мчалась первой, имея 20-метровое преимущество. Жених должен был поймать девушку и поцеловать ее или кинуть и попасть в нее свом головным убором. Таким образом он доказывал девушке свою любовь и обеспечивал себе право жениться на ней. Случалось, что из-за плохой лошади жених был не в состоянии догнать девушку.

Кок-Бору или Улак-Тартыш - борьба между наездниками за тушу козла, является очень популярной конной игрой в Центральной Азии. Словосочетание "кок бору" переводятся с киргизского как "серый волк". История игры уходит корнями в далекое прошлое. Она зародилась, когда стада домашнего скота находились круглый год на выпасе в степях и подвергались нападению волков. Из-за нехватки огнестрельного оружия, скотоводы не могли справиться с волками. Прочно держащиеся в седле джигиты на быстрых и выносливых лошадях загоняли волка до смерти, били его палками и камчой, поднимали его с земли и забирали друг у друга. Позже, ведя уже оседлый образ жизни, люди заменили "кок бору" на "улак тартыш" - борьба за тушу козла. В игре принимают участие 2 команды из 2-4 человек в каждой. Игровая площадка - 200x150 метров. На противоположных сторонах площадки устанавливаются флаги на 10 метровом расстоянии друг от друга, они являются "воротами". В центре поля помещен круг диаметром 6 метров, куда, перед соревнованием, кладут обезглавленную 30-40 килограммовую тушу козла (улак). По сигналу, капитаны команд едут к центру и начинают бороться за тушу козла. Как только улак поднят с земли, в борьбу вступают остальные члены команд. Победителем игры становится команда, забросившая улак в ворота противника большее количество раз.

 



Киргизстан » Культура

Русский | English
OUR PROGRAMS
Travels
Trekking
Adventure
CENTRAL ASIA
Tien Shan
Silk Road
KYRGYZSTAN
About country
Geography
Cities and towns
People
History
Culture
DOSTUCK TREKKING CONTACTS
» Travel information
» Formalities
» Insurance
» Flights
» Kyrgyz Embassies
» Hotels
» Yurt Camps
» Sights
» Photo Gallery
» How to find us



SEARCH:







INFORMATION:

 

 
 
 
Japan Holidays
 
Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому
 
 
 
 
 
 
 
 
Rated by Tripcook

Kyrgyz-British Joint Company Dostuck-Trekking LTD

 

Автономные походы в Тянь Шань 

 
mountainclimbbg

Culture


Traditions and externals of religion

The religion always took an important place in spiritual life of the Kyrgyz people. Though Islam is considered to be official religion of the Kyrgyz, their religious representations of were not reduced to Islam substance. Pre-moslem beliefs have showed much stronger and durable than Islam as far as they found fertile ground in the patriarchal-patrimonial traditions that rooted, in turn, in features of Kyrgyz social order. The nomadic cattle-breeding depending frequently elemental forces of the nature, also contributed to preservation of pre-moslem religious-mystical representations.

The Kyrgyz became to accept Islam more active only in time of Kokand Khanat. In the most important strategic places Kokands built fortifications and as a rule mosques inside, where Kokand mullahs settled down. But the role of the mosque in the religious life of Kyrgyz has been limited, as it was built up in the fortification that the Kyrgyz tried to escape. However in XIX century the Kyrgyz have adopted the basic Islamic ceremonies, but did not penetrate into their essence deeply. Kyrgyz people were consistent with none of so-called "5 pillars of Muslim religion": practicing religion, prayer, keeping the fast, giving charity and pilgrimage to holy Muslim places. They recognized only Muslim holidays which had something in common with their early religions remainders. So, after 30-day fast they celebrated "Orozo Ait", praying for spirits of the dead ancestors. In honor of the dead Kyrgyz baked borsoks, lit candles (sham) and read the Koran. "Kurman Ait" was celebrated as the holiday for alive and attended by sacrifices.

Parallel with Islam, and sometimes mixed with it, there were deep traditions of pre-Islamic beliefs. Among them is a totemic conception, based on idea of relationship between group of people, clans and tribes with animals and birds. One of the large tribes of the Northern Kyrgyzstan is called "bugu" (deer). A number of superstitions and legends evidence of the totem deer reverence by Kyrgyz. This can be connected with widely spread superstitions of eagle, wolf and mountain goat reverence. Worship to a mythical white young camel, snake, eagle owl and bear also took place. In the religious conceptions of the Kyrgyz people, the important place was given to the nature cults, and the most ancient among them - to heavens. Being in difficult situation, the Kyrgyz appealed to the sky with the words: "Heavens, help me!". When blessing young or expressing gratitude, the Kyrgyz said: "Heavens bless you". They also connected the sky with damnation, saying: "Heavens curse you". In the nature cult great attention was given to the earth and water worship as the sources of life origin. Kyrgyz worship reverently whole earth surface as Jer-Suu deity. One of the most ancient rituals was "Jer-suutayu", when the Kyrgyz people sacrificed animals for the deity. Ancestors' cult was one of the most important in the pre-moslem system of conceptions. Ancestors' spirits, by opinion of the Kyrgyz people, protected alive and guarded them from various troubles.

Shamanism and connected with it concepts and ways of treatment were very important and stable in the Kyrgyz philosophy and their life. The shamans were black and white. The most powerful were black ones. Their main function was to heal of illness and prophesy. They "healed" and "prophesied" with the help of spirits. The shaman talent considered to be inherited. A lot of family traditions tightly interlaced with the religious-magic rituals. So, when the child was born, along with "Jentek toi" (birthday feast), "Tushoo kesuu" (hobble cut in the first child's anniversary), when parents organized celebration with entertaining and jolly games there also were rituals dealt with supernatural powers beliefs. For example, putting a child to cradle ("Beshikke saluu") and cutting child's hair ("Chach aldyruu). Wedding was one of the most important family events. It included kalym (payment for a bride), various clothes exchanging between parents of married couple, expensive dowry, farewell dancing and animal sacrifice for the couple.
Nooruz - the New Year holiday, which is celebrated on the 21st of March, can be called as the traditional holiday of the past.

The "Manas" epic

History and culture of the Kyrgyz, their economic activities, everyday life, traditions and aesthetic tastes, ethical norms, geographical and religious conceptions have depicted in the "Manas" epic. This is the encyclopedia of the Kyrgyz in a sense, their national pride. Manas's history is a thousand years old and is bigger in volume than the word's many epic. Manas is a name of the main character - hero and ideological inspirer of the Kyrgyz. All events are moved around Manas, who had the idea of establishment the independent Kyrgyz state. The epic is about the people's fight for independence, heroes' bravery in battles with invaders and about heroes who stood for independence and people's union.
The "Manas" epic from the beginning to the end is comprised by verses that make it differ from the other world's epics. The epic has been saved by talent of manaschis - ingenious akyns who can recite ten thousands lines performing all of those in specific way. The melody of "Manas" consists of different intonations. According to traditions, the epic performance could be continue during some days and even weeks. Performance of "Manas" is considered to be high art as well as it was in the past.

National horse games

Horses are everything for the Kyrgyz. Russian traveler P. Semenov-Tien-Shanskiy wrote: "The Kyrgyz spend half of their lives on horsebacks because the horse is the dearest thing they have in their lives." The Kyrgyz regards horses as their friends, believing that God created them from the same clay the human being is made of. One the horseback the Kyrgys had been working as well as had been resting. Horse games and competitions were essential part of Kygyz leisure.

Oodarysh is a fight on horses that demands strength and adroitness combined with the skillful horse control. The goal is to drag down a rival from horse. One of the most favorite among the Kyrgyz people sport is horse racing, as they are natural horsemen. The competitions are held at a distance form 4 to 50 km. The riders sometimes were 10 - 13 year old boys, without a saddle. The racers should be fast and hardy and the rider - has skillful control.

Kyz-Kuumai (catch the girl) - in past times this game was a wedding ritual. Its participants were a bride, a bridegroom and a sister in law - jene that tried to help the girl to escape from the bridegroom. The bride and bridegroom's friends also took part in the game. According to the rules the bride was given the best horse and she began racing first, having the additional 20 meters distance. The bridegroom had to catch the girl and kiss her or touch her with his hat at tilt. Thus, he proved his love and secured the right to marry her. Sometimes the bridegroom failed to catch up the girl due because of worse horse.

The wrestling between riders for a goat carcass (Ulak Tyrtysh, Kok Beru) - is a very popular Central Asian horse game. The words kok beru mean "grey wolf". The game's history goes back to the distant past, it was originated when the herds of cattle grazed all year round in the steppes and people suffered from wolves those attacked cattle. Due to the lack of firearms, the cattle-breeders couldn't deal with the wolf just in the act. Steadfast jigits (horse riders) on fast and hardy horses chased the wolf to death, beat it with sticks and kamchas (lash), and picked it up from the ground taking it away from each other. Later, leading more settled way of life, people replaced "kok beru" by "ulak tartysh" - wrestling for a goat's carcass. There are 2 teams of 2-4 people in the game. The playing ground is 200x150 meters. The opposite sides are marked with flags (10 meters) and are called "the gates". In the center of the playing ground a 6-meters in diameter circle is placed, where before the competition they put a goat's carcass weighting 30-40 kg, without a head and limbs cut to the wrists (ulak). With the signal, the team captains ride to the center and begin wrestling for the goat's carcass. As soon as the ulak is picked up, the rest members of the teams begin to participate in wrestling. The winner of this game is the team that threw ulak into the opponent's gates more times.

 

 



Kyrgyzstan » Culture